Что служит «говорящим» признаком сердечно-сосудистой патологии у ребенка? Какие заболевания сердечно-сосудистой системы распространены в детском возрасте? Как найти подход к маленькому пациенту?
На эти вопросы ответила детский врач-кардиолог Кристина Юрьевна Приходько.
Кристина Юрьевна, какие патологии сердечно-сосудистой системы наиболее часто встречаются в детском возрасте?
К.Ю.: Самые распространенные заболевания сердечно-сосудистой системы у детей - врожденные пороки сердца. Приблизительно один ребенок из ста имеет врожденный порок сердца. Врожденный порок сердца - это аномальное развитие сердца и сосудов вследствие нарушения эмбриогенеза со второй по восьмую неделю беременности, когда происходит формирование сердца плода.
Одним из самых распространенных врожденных пороков сердца является дефект межжелудочковой перегородки (в мембранозной или мышечной части) либо отсутствие ее вовсе. Также к часто встречающимся порокам относится дефект межпредсердной перегородки. Перегородка - стенка в сердце, которая предназначена отделять «левое сердце» от «правого». При дефектах перегородок кровь движется слева направо, при больших дефектах - переменный либо право-левый сброс, что значительно затрудняет работу сердца. Выраженность нарушения кровообращения зависит прежде всего от размера и расположения дефекта. Малые размеры чаще не приводят к нарушениям гемодинамики и не требуют лечения, тогда как дефекты больших размеров могут привести к тяжелой сердечной недостаточности уже в периоде новорожденности.
Открытый артериальный проток существует в норме у плода (соединяет легочную артерию и аорту). После рождения, когда ребенок делает первый вдох, легкие расправляются, повышается содержание кислорода в крови, что способствует сужению, а затем и полному закрытию протока. Однако иногда, чаще у недоношенных детей артериальный проток не закрывается, что приводит к поступлению части крови из аорты в легочную артерию, что в свою очередь способствует легочной гипертензии и нарушению кровообращения.
Коарктация аорты - сужение самого крупного сосуда в организме человека на определенном ее участке. Клиническая картина зависит в большинстве случаев от степени сужения сосуда. При очень резком сужении аорты левый желудочек, нагнетающий кровь в аорту, постоянно работает с повышенной нагрузкой. В результате артериальное давление в верхней половине (в сосудах шеи, головы, верхних конечностей) существенно выше, чем нижней (в сосудах органов брюшной полости, нижних конечностей).
Существуют ли причины, провоцирующие развитие врожденных пороков сердца?
К.Ю.: Будущим родителям необходимо знать, что сердечно-сосудистая система плода формируется первой из всех систем, потому что плод нуждается в собственном кровообращении для полноценного развития других органов. Формирование сердечно-сосудистой системы начинается на третьей и в основном заканчивается к восьмой неделе жизни эмбриона, то есть происходит в течение пяти недель. Именно в это время осуществляется закладка и построение основных структур сердца и сосудов будущего ребенка. Порок сердца возникает на самых ранних этапах развития зародыша, именно в период образования маленького сердечка. Сердце эмбриона формируется на третьей неделе беременности - чаще всего мама будущего малыша еще не знает о том, что в ней развивается новая жизнь. Женщина не уверена, беременна ли, особенно если беременность не запланирована. Будущая мама живет в обычном ритме жизни, не меняет привычек, в том числе и вредных. Она может подвергаться стрессам, работать на вредном производстве. Она может перенести на ногах вирусную инфекцию (грипп, краснуху, герпес-вирусную инфекцию) и принять препарат, оказывающий большое влияние на развитие плода. Безусловно, причин развития порока сердца немало, но от мамы будущего ребенка зависит многое. Правильно считать, что жизнь ребенка начинается не с рождения, а зачатия.
Могут ли родители или участковый врач увидеть признаки сердечно-сосудистого заболевания у ребенка?
К.Ю.: В детском возрасте субъективные симптомы патологии органов кровообращения часто отсутствуют или выражены минимально. По мере роста ребенка и воздействия на него множества разнообразных факторов (эмоциональных и физических перегрузок, вредных привычек, неблагоприятной экологической обстановки) патология проявляется более выраженно, поэтому педиатру необходимо иметь представление обо всем спектре патологии органов кровообращения у детей. Грамотный участковый врач даже при первом взгляде на ребенка может заподозрить то или иное сердечно-сосудистое заболевание, а правильное применение простейших методов диагностики, таких как аускультация, перкуссия и так далее, позволит поставить верный предварительный диагноз и направить маленького пациента на дальнейшее обследование. Родителям также следует внимательно следить за здоровьем малыша и в первую очередь обращать внимание на такие признаки, как слабость, одышку, жалобы, не свойственные детям (боли в сердце, сердцебиение и так далее), окраску кожных покровов, деформации грудной клетки и пальцев, отставание в физическом развитии, и своевременно проводить необходимое обследование ребенка.
Какой процент больных после поликлинического приема направляют на получение высокотехнологичной медицинской помощи?
К.Ю.: Из амбулаторных пациентов около 60% нуждаются в наблюдении детского кардиолога (среди них также пациенты, имеющие малые аномалии развития сердца). Согласно мировой статистике, количество детей с врожденными пороками сердца составляет 6-8 на 1 000 живых родов. Но существуют заболевания, которые в младенчестве не проявляются, но имеют врожденную природу и прогрессируют в более старшем возрасте, тем самым это число значительно возрастет.
К сожалению, примерный процент направляемых пациентов на высокотехнологичную медицинскую помощь с поликлинического приема подсчитать невозможно, так как в нашем Центре концентрируются больные, нуждающиеся в кардиохирургической помощи, в том числе и экстренной.
Насколько важно в работе детского кардиолога найти подход к ребенку и его родителям?
К.Ю.: Каждый детский врач, в том числе и детский кардиолог, помимо знания всех особенностей заболевания и лечения пациентов, должен обладать еще и навыками психолога. Ведь не каждый ребенок сразу пойдет на контакт с посторонним человеком, тем более врач - человек в белом халате, которого многие дети боятся. Несомненно, улыбка, ласковый голос доктора помогут расположить к себе ребенка и в незатейливой, порой игривой форме узнать у маленького пациента все, что необходимо. Кроме детей врачу приходится иметь дело и с их родителями, которые иногда придирчиво требуют ответить на тот или иной вопрос. Некоторые родители ведут себя эмоционально, узнав диагноз, который для них оказался полной неожиданностью, - уверенный и спокойный тон врача поможет разрядить нервную и напряженную обстановку. Важно, не поддаваясь эмоциям родителей, разъяснить суть проблемы и возможные методы лечения заболевания. В способности грамотно вести беседу кроется залог успешного общения врача и пациента.